Развитие скорости у военнослужащих

Развитие физических качеств относится к тем разделам подготовки, в которых постоянно возникают проблемы профессионального совершенствования военнослужащих. Отсутствие полноценного научно-методического обеспечения не стимулирует профессиональный рост специалистов, по специальности своей деятельности должны обеспечивать улучшение силы, скорости, выносливости, гибкости. Особого внимания требует скоростная подготовка военнослужащих, которая по сути своей связи с военно-профессиональной деятельностью означает не что иное, как возможность выполнения поставленной задачи в установленное время. Вот почему большинство упражнений ОФП оценивается по критериям, которые тем или иным образом отражают показатели скорости: темп движений, время выполнения отдельного движения и частоты их повторения в единицу времени. Существование мысли о том, что скорость человека — это физическое качество, которое должно развиваться в допризывной возрасте или даже еще раньше, частично находит свое подтверждение в низком, по сравнению с другими физическими качествами, росте результатов у военнослужащих, например, в беге на 100 м. Но мировой опыт подготовки квалифицированных спортсменов-бегунов показывает обратное. Примерно 46% представителей мировой элиты начали свое специализированное тренировки в беге на 100 м после 16-18 лет. Основная причина отставания скоростной подготовленности военнослужащих кроется совсем в другом. Скоростные качества человека особенно чувствительны к физической нагрузке. Процесс подготовки должен предусматривать развивающие режимы тренировки. Физическая нагрузка не должно быть чрезмерным или недостаточным. Его оптимальность регулируется не только выполненной работой, но и необходимым продолжительностью отдыха, которая у разных людей может существенно отличаться. В большинстве случаев продолжительность отдыха труднее проконтролировать, чем показатели тренировочной упражнения. Основным критерием достаточности отдыха пока остается субъективная готовность человека к выполнению скоростной работы. Вот почему в учебно-методическом пособии акцент сделан не на готовых тренировочных планах, которых на все случаи не предусмотришь, а на общих требованиях к средствам, методов и методики развития скоростных возможностей военнослужащих. Образно говоря, пособие является тем инструментом, с помощью которого можно такие планы составлять, вносить при необходимости в них необходимые изменения, проводить квалифицированный контроль учебно-тренировочного процесса, словом делать то, что необходимо для эффективного управления физической подготовленностью подчиненных.

Важным условием успешности тренировки является обеспечение полноценного взаимосвязи скорости с другими физическими качествами. Прежде всего, следует обратить на важность силовой подготовки, которой в большинстве случаев пренебрегают, предпочитая выполнению самого упражнения на скорость. Между тем, выполнение силовых упражнений общего или специального характера позволяет достичь более высоких, а главное стабильных, результатов. Учебно-методическое пособие приводит примеры таких упражнений, а также ориентировочные показатели количества их повторений и продолжительности отдыха между ними. Естественно, невозможно представить упражнения для всех случаев, которые имеют место при развитии скорости. Но авторы надеются на вызванную методическим пособием интерес к активному расширению арсенала владения такими упражнениями. С этой целью представлены методические требования и принципиальные подходы к отбору силовых и других упражнений, обеспечивающих повышение скоростных возможностей военнослужащих. Отдельно следует сказать о влиянии выносливости на скорость движений. Во-первых, необходимо предостеречь от механического переноса положения спортивной тренировки о негативном взаимосвязь упражнений, которые развивают эти две физические качества. Не стоит забывать, что в них имеет место широкий положительный перенос физических качеств. У них уровень подготовленности в одной физической вправе позволяет достаточно точно прогнозировать результат выполнения другой. Вот почему повышение скоростных возможностей военнослужащих во многом зависит от эффективности развития всех физических качеств. Раскрытие общих положений физического совершенствования раз направлено на решение этой задачи. Раздел 1 Скорость как физическое качество 1.1 Элементарные формы скорости Скорость как физическое качество человека — это способность выполнять двигательные действия за минимальное время. В теории физической подготовки различают следующие элементарные формы скорости: латентное время двигательной реакции, скорость выполнения отдельного движения, частоту движений. Указанные элементарные формы мало зависят друг от друга, так как в их основе лежат различные физиологические процессы, скорость протекания которых в значительной степени определяется наследственностью. Наибольшую генетическую зависимость имеет время простой двигательной реакции (Чрр) — 80%; скорость отдельного движения — 60%. Иными словами, для тренировочного воздействия остается незначительный процент, на который может быть увеличена скорость выполнения упражнения. Что касается высокой частоты движений, то необходим показатель для бегуна-спринтера мирового уровня имеет один человек примерно на 7000 человек. У большинства людей сочетается, как правило, разный уровень элементарных форм скорости. Итак, можно сказать, что результат подготовки в скоростных упражнениях зависит как от правильного отбора кандидатов к занятиям, так и эффективности методики тренировки. 1.2 Комплексные формы скорости В физической подготовке военнослужащих имеют место упражнения, требующие комплексного выявления элементарных форм скорости. Это расширяет круг людей, которые могут достичь высоких результатов не только в выполнении требований НФП, но и в спортивном направлении работы. Комплексные формы проявления скорости необходимы, например, при контакте с соперником. Такое взаимодействие объединяет время сложной двигательной реакции с быстрым выполнением приемов в борьбе, боксе, рукопашному бою. Эффективность нанесения серийных ударов, их разнообразие и возможная комбинация эффективна от умения быстро оценивать положение тела, действия соперника и высокую частоту их выполнения. Наиболее полным и ярким сочетанием всех трех элементарных форм скорости является бег на 100 м. Результат в этом упражнении зависит от времени простой двигательной реакции военнослужащих на старте, скорости выполнения отдельного движения (отталкивания, выноса бедра), частоты шагов в беге. В циклических движениях скоростного характера, к которым относится бег, плавание и гребля, различают три части упражнения: фазу набора скорости (разгона), фазу поддержания максимальной скорости (стабилизации) и фазу постепенного снижения максимальной скорости (выносливости) . Указанные фазы, как и элементарные формы скорости, независимые друг от друга. То есть можно иметь высокие показатели стартового разгона и относительно низкие во времени удержания достигнутого уровня максимальной скорости. Что касается фазы снижения максимальной скорости, то она, в зависимости от физического упражнения, на 70-99% генетически определенной, а значит в отдельных случаях практически не поддается тренировке. Наличие относительно самостоятельных фаз в циклических упражнениях, а также различных физиологических механизмов, которые обеспечивают высокие показатели элементарных форм скорости, указывает на необходимость в спортивно-массовой работе осуществлять развитие скорости не только на основе интегрированного (комплексного) подхода, но и проводить целенаправленное воздействие на различные составляющие скорости и их компоненты специализированными (дифференцированными) средствами физической подготовки.

Комментарии закрыты.