Киевский (сырецкий) танкодром

О киевском танкодром не найти упоминания в популярных справочниках и государственных музеях. Лишь случайно можно наткнуться на такое сообщение: «... 1932 года в районе станции Беличи поселились семьи выселены из поселка Берковец, в связи с построением там танкового полигона.» — Сообщалось в журнале Министерства обороны Украины. Чтобы лучше понять, где проходили границы киевского танкодрома, вспомним реалии соответствующего периода. На севере естественной границей было опушки Пуща-Водице и Синее озеро, еа западе трасса Гостомельского шоссе. На востоке и юге природных ограничений не существовало, пожалуй танковое поле было обсаженное традиционными киивскькимы тополями. После окончательно закрытия полигона на его месте появилось городское кладбище и новые садово-огородные объединения, и п`ятиповерхови кварталы массива Нивки. Обо всем этом могут узнать посетители музея ЦПР. Почти никому неизвестно, что в середине 30-х годов ХХ века на этом поле проходили уникальные испытания танков Т-28 и БТ-7. Вот, например, что вспоминает известный советский военный деятель Илья Дубинский: „ На Сырце 4-я отдельная танковая бригада демонстрировала ... прорыв укрепления полосы. Вот было зрелище! Показывали и преодоления танком полосы надолбов. Танк Т-28 тронулся с места. Его правая гусеница на мгновение столкнулась с выступлением метрового надолбы — машина дала рискованный крен влево. Но вот уже левая гусеница налетает на дубовый пень — и равновесие восстановлено. И так с одной надолбы на другой, со зверским ревом мотора, лязгом гусениц танк, управляемый умелой рукой, словно шаткий лодка на бурных волнах, мчался вперед. Казалось, что он не двигается по верхушкам надолбов, а летит в воздухе.

Вот и последний надолбов оставлено позади. Тромиздкий танк, который в неумелых руках безусловно врезался бы башней в землю, прекратил свой неистовый полет. Хлопнул люк. С танка, улыбаясь (правда, из-под пробкового шлема стекала кровь) выскочил командир. Его встретили бурей аплодисментов ". Характеристика танка Т-28

  • масса, т — 28
  • экипаж, чел . — 6
  • пушка, мм — 1×76
  • пулеметы, количество, калибр (мм) — 4×7.62
  • максимальная толщина брони, мм — 30
  • максимальная мощность двигателя, кВт (л. с.) — 368 (500)
  • максимальная скорость, км / ч — 37
  • запас хода по шоссе, км — 220
О „ полеты "танка БТ-7 уже говорилось в первом выпуске альманаха ЦПР. Попробуем представить себе, как в те далекие годы, а именно в 1939-40 годах, отбывали летнюю практику курсанты Киевского танко-технического училища. Это было именно то время, когда Главнокомандующий Жуков в своей известной докладе требовал: „ Маскировки и ложь имеют пронизывать обучения и воспитания войск " Следует заметить, что тогда танки никогда не оставались на ночь на полигоне. До 1938 года не оставались там и военные. Уже курсанты начали ставить палатки, позже даже казармы построили. Во время проведения учений с боевой стрельбой полигон окружали охранники, не пропуская местных жителей из близлежащих хуторов и сел, которые должны там огороды и сенокосы. Ежедневно, кроме исходного, танкисты отрабатывали вождение и стрельбу. Как правило, в учениях было задействовано 4-5, а то и10 машин. (М. Ахтирченко, Танкисты 3-й гврдийськои) Идем лесом к Гостомельского шоссе, проходим боевые порядки нашей пехоты. ...Далее-ничейная земля, за ней враг ... По шоссе в направлении Святошино мы шли в колонне. Когда прошли противотанковый ров, развернулись в боевой порядок. Почти одновременно с нами на шоссе вырвалась еще одна колонна, танки которой шли с зажженными фарами и вимкненимы сиренами. Это-соседняя Правофланговый бригада ... На северной окраине Святошино мы с ходу захватили враждебные склады с боеприпасами и военным имуществом. Автоматчики разоружили стражей и взяли их в плен. Командир роты выставил свою охрану. В 23.00 вошли в Святошино. На Житомирском шоссе столкнулись на немецкий колонну автомашин, отходила. Ударили по ней из пушек. В колонне возникло замешательство, машины перебрасывались в кюветы. За суетой мы не заметили, что колонну сопровождали три вражеских танка ... Они уже успели «влепить» в нашу «тридцатьчетверку» несколько снарядов. Едва дотянули машину до прикрытия ... два вражеских танка были сожжены, третий выведен из строя ... Житомирское шоссе было перерезано и путь к отступлению противнику на запад было закрыто. Но основной массы наших танков не было ... Где-то за час до нашего выхода в Святошино враг контратаковал наши части силами танков и пехоты с северной окраине Киева. Наши вторые эшелоны, которые вынуждены были отражать контратаку, отдалились от передовых подразделений. Вскоре основные силы танковой армии ... разгромили врага и на рассвете 5 ноября мы полностью заняли Святошин ... На станции Святошино один из экипажей Т-34 разгромил вражеский железнодорожный эшелон с боевой техникой. (Рассказ бывшего механика-водителя танка 52-й Гв. ТВ) Несмотря на то, что после войны в танкодрома начала приближаться городская застройка, он продолжал свое существование. Танки ездили группами по 4-5, отрабатывали переправу по дну Синего озера. Похоже на то, что эта операция завершала своеобразную полосу препятствий: на южном берегу озера танки должны были преодолевать 4-х метровый вал. Полевой обучение танкистов здийснювавчя примерно один раз в неделю. А уже в 1949 году на киевском полигона учились курсанты училища самоходной артиллерии. По мишеням стреляли из лкегкои Су-76, средних Су-100, Су-122 и тяжелой Су-152. В конце 40-х годов земли полигона постепенно начали передавать совхозу, известном сегодня под названием агрофирма „ Пуща-Водица ". Но все-таки был в истории этого клочка киевской земли один эпизод, связанный с танками. Имею в виду крупнейший в мире танковый парад. Это было в конце 1967 года по окончании военных учений „ Днепр » В конце немного об авиации. Дело в том, что на месте бывшего танкодрома построено взлетную полосу киевских авиастроителей. Отсюда впервые поднялись в небо известную всему миру: Ан-12, Ан-22 (Антей), Ан-124 (Руслан), Ан-225 (Мрия). Все они могут транспортировать танки — Ан-12 — 1 танк ПТ-76Б — Ан-22 „ Антей «- 1 танк т-84 и 1 танк ПТ-76Б — Ан-124 „ Руслан» — 3 танка Т-80 — Ан-225 „ Мечта "- 5 танков Т-84 Масса танков, т
  • Т-84 — 48
  • Т 80 — 42
  • ПТ-76Б — 14.2
Итак, как видно из моего обзора, этот, сравнительно небольшой клочок киевской земли, почувствовал на себе гусеницы бронетанковой техники. Некоторые из них можно увидеть и сегодня, на смотровой площадке Музея ВОВ. Вставка А. По разным сведениям в этом параде участвовало более 2000 танков. Моя же личное мнение, что на территории площадью в 2 кв. км 2000 танков поместиться не могут. Так что эта танковая армада была сосредоточена на боковых улицах, ожидая своей очереди проехать перед правительственной трибуной. Литература Вакунишин С. "Неизвестный танкодром «/ Войско Украины — 2002, — №9, ст. 50-51 Баглан А.»Киев танковый ", / сб. Альманах научного общества ЦПР — Киев, 2001, ст. 22 Суворов В. — «Тень победы», Донецк 2003, ст. 82 «Военная авиация», кн. 2, / второй издание — Мигск: ООО «Поппури», 2000, ст. 95-101, 119-123 М. Ахтирченко, „ Танкисты 3-й Гвардейской «, / В. Сб. &Bdquo; Убитые за Киев», К, 1973, ст. 183-184 «КИЕВ», Энциклопедический справочник / Киев, Уре, 1982, ст. 32 Дубинский И. "Солдатский хлеб «, / Киев: Раядянський писатель, 1974, С.63-64 Суворов В,» Освободитель ", / Москва, 1994, ст. 98
Комментарии закрыты.